В Германии определение стоимости услуг проектировщиков производится на основании Порядка определения гонораров архитекторов и инженеров (Honorarordnung fьr Architekten und Ingenieure − HOAI) [1], применяемого на основании закона ФРГ о регулировании деятельности инженеров и архитекторов. Однако этим порядком определяется не только размер гонорара, но и состав услуг проектировщиков в ходе проектирования и строительства. Гонорар за работы, не предусмотренные типовым перечнем услуг, определяется на договорной основе.
HOAI является обязательным для применения при определении цен на проектные услуги ко всем организациям и физическим лицам. Отклонения допускаются только в исключительных случаях.
Целью регулирования стоимости проектирования является ее сбалансированность относительно стоимости строительства, а также стоимости эксплуатации. Вариант свободного формирования цен на проектную продукцию, тендерного снижения цен на проектные работы, уменьшения состава проектной документации (например, как это принято в странах англосаксонской сферы влияния), на формирование стоимости проектных работ путем использования метафоры Адама Смита о «невидимой руке рынка», которая максимально точно отрегулирует качество и стоимость проектирования, в Германии отвергнут как абсолютно ошибочная стратегия для достижения вышеупомянутых целей.
В Германии государство самым серьезным образом противостоит угрозам извне уменьшить стоимость проектирования. Это становится очевидным на примере открытия проектного рынка ФРГ для всех желающих проектировщиков из других стран Евросоюза. В ФРГ осуществляется введение правовых актов о защите прав потребителей от некачественных проектных решений, которые включаются в перечень нормативных документов о законодательном регулировании стоимости проектных работ (совместно с HOAI).
Таким образом, применение HOAI является гарантом обеспечения качества проектирования, проведения торгов, закупок на выполнение работ по проектированию и надзору за строительством. Конкуренция осуществляется не в смысле определения минимальной стоимости за услугу, а в обеспечении качества проектной работы.
Основными этапами инвестиционного цикла, охватываемыми [1], являются:
1. Определение основных характеристик (сбор исходных данных, подготовка и обсуждение технического задания).
2. Предварительное эскизное проектирование.
3. Разработка проектной документации.
4. Разработка документации для утверждения.
5. Рабочее проектирование.
6. Подготовка к тендеру на строительство.
7. Помощь при проведении тендера.
8. Надзор за строительством.
9. Участие в управлении недвижимостью после запуска в эксплуатацию.
Строительное проектирование в [1] делится на три основных направления: градостроительное проектирование, проектирование строительных объектов и специализированное проектирование.
Проектирование большинства объектов и конструкций разделяется на 5 категорий по уровню требований к проектированию:
I. Очень низкие требования.
II. Низкие требования.
III. Средние требования.
IV. Повышенные требования.
V. Очень высокие требования.
Для многих объектов отнесение к определенной категории зависит от количества баллов, набираемых в специальной рейтинговой системе.
Гонорар проектировщика рассчитывается по таблицам на основе предварительно определенной расчетной стоимости объекта с учетом перечня услуг, категории требований, а также дополнительных условий [1]. Расчетной стоимостью здания или интерьера помещения является стоимость строительства.
Расчетная стоимость определяется с учетом особенностей отдельных видов зданий и сооружений, причем в ряде случаев отдельные составляющие расчетной стоимости могут быть учтены не в полном объеме. Если стоимость объекта определить невозможно, гонорар устанавливается соглашением сторон.
Стоимость технологического оборудования, не проектируемого и не контролируемого проектировщиком, учитывается в расчетной стоимости полностью в пределах 25% остальной стоимости. При этом не учитывается стоимость оснащения и предметов искусства.
В стоимость проектирования работ входят все виды затрат, включая накладные расходы, а также налоги и прибыль [1].
В таблицах [1] приводятся минимальные и максимальные значения гонорара. Конкретное значение устанавливается соглашением сторон в указанных пределах (с учетом линейной интерполяции табличных значений). Превышение максимальных значений допускается лишь в чрезвычайных случаях. Для реконструкции и модернизации гонорар может быть увеличен на сумму до 80%, но по умолчанию принимается удорожание в 20%.
При повторном проектировании или использовании типовых проектов гонорар может быть снижен на величину от 50 до 90%.
Отдельные таблицы гонораров приведены для зданий и интерьеров, наружных инженерных сетей и сооружений, для транспортных сооружений проектов застройки территорий, ландшафтного дизайна и др. При этом для проектов застройки территорий и ландшафтной архитектуры, а также для экологических изысканий гонорар зависит от площади проектируемого участка, для проектов озеленения − от количества расчетных единиц, в остальных случаях − от расчетной стоимости объекта.
В Германии разработка показателей стоимости проектных работ и поддержание их в актуальном состоянии осуществляется при непосредственном участии множества государственных служб. Основанием для расчетов показателей являются данные по всем построенным в Германии объектам, которые проектные организации по завершении работ направляют в Информационный центр Немецкой палаты архитекторов в виде заполненных учетных карточек объектов.
Таким образом, существующая в Германии система ценообразования в проектировании имеет следующие преимущества:
– рынок проектных услуг в стране является одним из самых стабильных рынков;
– в справочнике HOAI представлена четкая и однозначно определяемая зависимость стоимости проектирования от типа и сложности объекта. Применение диапазонов цен позволяет сохранить определенную зону для конкурсного снижения цены и уточнения договорных условий, но не менее и не более пограничных значений цен;
– проектировщики (архитекторы, конструкторы и инженеры всех смежных направлений) должны направлять свои усилия не на постоянную борьбу с другими участниками рынка, а на повышение качества собственной работы. Следовательно, подрядные строительные организации также находятся в выигрыше, поскольку осуществляют строительство на основании качественной проектной документации.
К недостаткам немецкой системы относится приведение в [1] показателей стоимости проектных работ в текущем уровне цен без применения индексов, учитывающих инфляционные процессы. То есть при существующем уровне инфляции в Германии (1,68% в 2016 году) и достаточно высокой продолжительности проектных работ (для сложных сооружений – год и более) инфляционные потери проектных организаций не учитываются.
Также к недостаткам способа определения стоимости проектных работ от стоимости строительства можно отнести необходимость предварительного расчета стоимости строительства объекта.
В США проектная деятельность в строительстве распределяется по фазам, на каждую из которых приходится определенный процент от общей стоимости проектных работ [2]:
1. Схематический проект (Schematic Design).
2. Разработка проекта (Design Development).
3. Документы для строительства (Construction Document).
4. Тендерные процедуры (Bidding).
5. Администрирование контракта на строительство (Construction Contract Administration).
6. Закрытие проекта (Project Closeout).
Определение стоимости проектных работ в США обычно проводится в соответствии со справочниками авторитетного бюро Минза (R.S. Means) [3]. Данные справочники включают практически все виды проектных и строительных работ, содержат 50-60 тыс. только единичных расценок с учетом стоимости материалов, рабочей силы, эксплуатации машин, накладных расходов и прибыли непосредственного исполнителя работы (прибыль и накладные расходы генподрядчика учитываются отдельно). Источниками единичных расценок служат расценки по ранее заключенным контрактам, официальная национальная статистика, а также ежегодные корпоративные справочники.
Стоимость проектных работ в справочниках Минза определяется в процентах от стоимости проекта, включает работу конструкторов, инженеров-строителей, механиков и электриков и зависит от величины проекта и его сложности, а также от экономической конъюнктуры в данном районе страны. Справочники Минза, по сути, не являются обязательными даже для объектов, финансируемых из бюджета. Тем не менее их повседневное использование обусловлено корректностью предлагаемых данных. Данные постоянно поддерживаются и обновляются, соответствуют актуальным технологиям и не требуют использования сомнительных норм «применительно». И наконец, важнейшим источником информации о стоимости проектирования являются данные о построенных объектах. В справочниках Минза приводятся условия применения целого перечня региональных и других корректирующих коэффициентов.
Помимо справочников Минза на строительном рынке США присутствуют и другие справочные издания. Так, например, популярные справочники цен издательства BNI, журнал Engineering News Review, который ежемесячно публикует поправки к ценам на основные ресурсы и региональные индексы-дефляторы.
Проектная деятельность и консультационная деятельность в строительном секторе Малайзии направлена на предоставление услуг по следующим направлениям, которые соответствуют аналогичным перечням задач в других странах:
– концептуализация, исследование и разработка проекта;
– обследования, подготовка отчетов, включая отчеты об оценке воздействия на окружающую среду;
– услуги по планированию и развитию, управление проектами;
– управление контрактами;
– подготовка технико-экономических обоснований и смет расходов;
– подготовка планов и других средств предоставления проектной деятельности;
– любые другие виды деятельности, связанные с созданием, сохранением и улучшением окружающей среды в зоне строительства.
В Малайзии все услуги проектных фирм традиционно делятся на три направления:
– базовые услуги;
– дополнительные услуги;
– добавочные услуги.
Базовые услуги распределяются по следующим этапам работ:
- разработка схемы;
- разработка проекта;
- подготовка контрактной документации;
- подготовка и управление контрактами;
- этап завершения работ.
В перечень дополнительных и добавочных услуг, предоставляемых проектными организациями, входят различные консультационные услуги, услуги по планированию реализации проекта, предварительный прогноз движения денежных средств и ресурсный план.
Стоимость базовых услуг в соответствии с минимальными нормами [4] определяется в процентах от общей стоимости объекта строительства и классифицируется по трем категориям сложности объектов:
I – уникальные объекты повышенной категории сложности;
II – объекты средней сложности;
III – объекты минимальной сложности.
В случае если проектом предусмотрено строительство нескольких объектов на одном и том же участке и в течение того же периода действия контракта, процентные ставки для базовых услуг для второго и последующих объектов снижаются.
Для жилых зданий, где проектирование здания повторяется при строительстве последующих объектов на том же участке и по единому строительному договору, для которого используются типовые чертежи, спецификации и другие документы, также предусмотрено снижение процентных ставок от стоимости строительства.
Дополнительные проектные работы оплачиваются с учетом трудозатрат, например, в виде единовременного платежа, рассчитанного на основе оценки времени, которое может быть потрачено проектной фирмой с учетом почасовой ставки или ставок, выведенных из заработной платы лица (лиц), нанятого фирмой, для предоставления дополнительных услуг.
Принято следующее процентное распределение платежей по этапам проектных работ [4]:
– разработка схемы – 15%;
– разработка проекта – 30%;
– подготовка контрактной документации – 25%;
– подготовка и управление контрактами – 25%;
– этап завершения работ – 5%.
Необходимо отметить, что минимальный уровень оплаты проектных услуг никак не препятствует отдельным компаниям Малайзии устанавливать собственный уровень процентных ставок.
В Болгарии действует Методика определения размера вознаграждения за предоставление проектных инженерных услуг при планировании и инвестиционном проектировании [5]. Во избежание демпинговых цен устанавливается, что вознаграждение не может быть ниже себестоимости выполняемых проектных услуг. Инженер, предоставивший проектные услуги по цене ниже себестоимости, подлежит дисциплинарному наказанию со стороны Палаты архитекторов и инженеров [6].
При проектировании в Болгарии предусматривается выполнение следующих этапов:
– предынвестиционные исследования;
– концептуальный проект;
– технический проект;
– рабочий проект;
– авторский надзор.
В Болгарии при разработке конструктивного раздела проекта принято 5 категорий сложности и уникальности строительных конструкций, при этом I категория наиболее сложная, а V – наиболее простая.
Расчетная стоимость проектирования складывается из себестоимости работ, прибыли и в необходимых случаях – налога на добавленную стоимость. При этом себестоимость проектных работ включает в себя [5] расходы на оплату труда, включая обязательные взносы, расходы на связь и коммуникации, аренду и содержание офиса, амортизацию техники и программного обеспечения, страхование, транспорт, командировки, обучение и повышение квалификации персонала.
В Болгарии общая себестоимость проектных работ может определяться несколькими способами:
– калькуляцией отдельных элементов себестоимости;
– процентом от стоимости строительства объекта;
– расчетом на основе натуральных показателей и сложности проектирования;
– расчетом оплаты труда по часовым ставкам.
Себестоимость проектных работ определяется раздельно по частям проекта. Услуги архитекторов могут быть определены по методике 2007 года [5], утвержденной Палатой архитекторов. В данной методике чувствуется заметное влияние структуры и принципов немецкой методики HOAI [1] в части определения категорий сложности, классификации объектов и др. При этом относительный уровень затрат на проектные работы в Болгарии несколько ниже, чем в Германии.
Расчетная стоимость услуг инженеров строительных работ может быть определена по таблице методики 2008 года с похожим названием [7], утвержденной объединенной Палатой архитекторов и инженеров. По данной методике [7] может быть определена себестоимость конструктивной части проектов зданий, разделов электротехники, инженерных систем, технологического оборудования, благоустройства, а также себестоимость инженерных изысканий в части геологии, гидрогеологии и геодезии. Отдельно определяется себестоимость проектов транспортного строительства, гидротехнических объектов, объектов водоснабжения и водоотведения и очистки вод, шахт и карьеров, рекультивации.
Для расчета себестоимости конструктивной части проекта зданий необходимо предварительно определить расчетную стоимость строительных работ по соответствующей таблице методики [7]. Для сооружений, не указанных в таблице, стоимость определяется по ориентировочной оценке стоимости строительных работ, включающих основные строительно-монтажные работы с добавлением 20% на прочие неучтенные работы.
В тех случаях, когда себестоимость не может быть определена по таблицам (визуализация проекта, технический контроль, сопровождение иностранных проектов, ремонт и др.), она вычисляется по трудозатратам на основе часовых ставок себестоимости. По таким работам обычно оговаривается минимальная себестоимость, например, составление смет технического проекта и рабочего проекта не может быть меньше 4% себестоимости соответствующего проекта, задание на проектирование – меньше 5%, а изготовление тендерной документации – меньше 10% соответствующего проекта (части).
Прибыль проектных организаций не нормируется и определяется договорными условиями.
В странах ближнего зарубежья (Беларусь, Украина, Казахстан) системы ценообразования в проектировании основаны на методических положениях, разработанных в советский период. Состав проектных работ также позаимствован из советской практики и включает в себя различные виды стадийности проектирования (ТЭО, проект, рабочая документация или рабочий проект) в зависимости от сложности объекта.
Стоимость проектных работ определяется тремя различными методами:
– в зависимости от натуральных показателей (кроме Украины);
– по нормативам от стоимости строительства с учетом категории сложности (кроме Казахстана);
– по трудозатратам.
В целом подход к определению стоимости проектирования в данных странах совпадает с российским. Более того, в Казахстане основной нормативный документ − «Сборник цен на проектные работы для строительства» [8] в текстовой части (общие положения, методический подход, корректирующие коэффициенты) практически дословно повторяет аналогичные положения нормативно-методических документов, действующих и действовавших ранее в России (федеральные справочники СБЦ и московские сборники МРР). Основным способом расчета стоимости проектных работ является расчет на основании натуральных показателей объектов проектирования (мощности, протяженности, строительного объема, площади и др.).
Система ценообразования в проектировании на Украине предусматривает нормативное регулирование при бюджетном финансировании проектных работ путем обязательного применения Правил определения стоимости проектно-изыскательских работ для строительства, осуществляемых на территории Украины [9]. При этом также применяются сборники советского периода, в основном 1987-1991 годов и даже более ранние, к которым устанавливаются индексы пересчета. Из сборников, разработанных Украиной, можно назвать Методические рекомендации по определению стоимости работ по обследованию, оценке технического состояния и паспортизации зданий и сооружений [10], Нормативы затрат труда для определения стоимости работ по оценке технического состояния и эксплуатационной пригодности конструкций зданий и сооружений [11], Размеры оплаты земельно-кадастровых работ и услуг [12].
Основным отличием от российской системы ценообразования является применение в нормативных документах Украины [8] и Казахстана [9] показателей стоимости проектных работ в текущем уровне цен. И если на Украине инфляционные изменения не учитываются вообще (что следует признать недостатком, особенно на фоне происходящих в экономике страны изменений и падения курса гривны), то в Казахстане предусмотрено ежегодное переиздание государственного норматива (что нерационально для пользователей, но выгодно для разработчиков, т.к. данные нормативы платные) и применение индексов-дефляторов для проектных работ продолжительностью более одного года (что, по сути, повторяет базисно-индексный метод).
На Украине состав проектных работ, в соответствии с [9], предусматривает одну, две или три стадии проектирования.
В Республике Беларусь определение стоимости проектных работ осуществляется в соответствии с «Методическими рекомендациями о порядке определения стоимости разработки документации проектного обеспечения архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» [13]. Формирование стоимости разработки проектной документации осуществляется по различным методам:
– в зависимости от натуральных показателей объектов проектирования (площади, мощности, протяженности и т.п.);
– по трудовым затратам на выполнение работ (услуг).
Метод определения стоимости проектных работ в зависимости от натуральных показателей является приоритетным. При формировании договорной стоимости разработки проектной документации используются Сборники базовых цен с применением ежемесячно утверждаемых Минстройархитектурой индексов изменения стоимости проектных и изыскательских работ на дату начала разработки сметной документации с учетом прогнозных индексов цен на дату окончания разработки этапов. Сборниками представлены базовые цены разработки конкретных типов и видов документации проектного обеспечения разработки и реализации инвестиционных проектов в строительстве (включая сопутствующие работы и услуги).
Стоимость разработки документации проектного обеспечения архитектурной, градостроительной и строительной деятельности по объектам, для которых цены в Сборниках не приведены, определяется, согласно [13], в зависимости от стоимости строительства или по трудовым затратам.
Особое внимание следует обратить на негативный опыт применения ресурсного метода для расчета стоимости проектных работ в Казахстане (единственная из стран, применявшая данный метод). Государственный норматив, разработанный на основе данного метода в 2015 году, просуществовал один год и был отменен [14].
Данный негативный опыт можно объяснить следующим обстоятельством. Проанализировав отмененный государственный норматив Республики Казахстан, можно предположить, что он был разработан путем обратного расчета от действовавших до 2015 года в республике нормативов стоимости проектных работ и величины среднемесячной заработной платы на расчетный период и принятой нормативной доли заработной платы в стоимости работ, вследствие чего не отражал реальных затрат проектных организаций. Таким образом, применение в Республике Казахстан ресурсного метода для определения стоимости проектных работ себя не оправдало.
Для объективного внедрения ресурсного метода необходима разработка новых сметных нормативов, включающих в себя показатели реальных трудозатрат проектировщиков. При этом для разработки таких показателей, во-первых, необходимо составление технологических карт процесса проектирования объекта, а во-вторых, проведение хронометражных наблюдений за выполнением проектных работ, что потребует присутствия в процессе проектирования минимум по одному специалисту по каждому разделу проектной документации. Учитывая длительность процесса проектирования, особенно по технологически и конструктивно сложным объектам, можно утверждать о значительной трудоемкости процесса проведения хронометражных наблюдений и о предварительном сроке разработки каждого сметного норматива на объект капитального строительства, аналогичном сроку разработки проектной документации по объекту в целом, что в существующих условиях представляется трудноисполнимым и потребует значительных финансовых затрат на выполнение.
В целом системы ценообразования стран ближнего зарубежья (Беларусь, Украина и Казахстан) не содержат каких-либо оригинальных методик и способов расчета стоимости проектных работ, которые не применялись бы в России, поскольку основаны на сборниках цен, разработанных в советский период.
К недостаткам применяемого в рассмотренных в настоящей статье странах дальнего зарубежья метода определения стоимости проектных работ в зависимости от стоимости строительства следует отнести необходимость предварительного расчета стоимости строительства объекта. Это, в свою очередь, требует разработки укрупненных показателей стоимости строительства по различным объектам и усложняет процесс расчета стоимости проектных работ на предварительной стадии формирования начальной максимальной цены контракта на выполнение проектно-изыскательских работ. Основным же недостатком данного метода является заинтересованность проектировщика в увеличении стоимости строительства с целью последующего увеличения стоимости проектных работ. В Германии данное обстоятельство компенсируется риском возможных репутационных потерь проектной организации в случае умышленного завышения расчетной стоимости объекта. Другими словами, проектировщик, предумышленно завысивший стоимость объекта с целью увеличения своего гонорара, рискует «потерять лицо» и не получать в дальнейшем приглашений на участие в престижных конкурсах. К сожалению, для рынка проектных работ в России возможность таких потерь не может служить гарантом добросовестности проектной организации в вопросе определения стоимости проектных работ.
Наиболее же оптимальным для российской системы ценообразования является метод определения стоимости проектных работ в зависимости от натуральных показателей объектов проектирования: общей площади (в кв. м), вместимости (количество мест), протяженности (п. м), мощности (Гкал/час) и т.д. Данный метод позволяет исключить заинтересованность проектировщика в завышении стоимости строительства объекта и позволяет определить стоимость проектных работ еще на этапе планирования и расчета начальной максимальной цены контракта при наличии данных только о необходимой мощности проектируемого объекта.
При этом метод определения стоимости проектных работ в зависимости от стоимости строительства может быть использован в качестве дополнительного метода в случае отсутствия действующих расценок на проектирование объекта в зависимости от натуральных показателей либо в качестве расчетного метода при разработке сметных нормативов на проектные работы.
Библиографический список
1. Verordnung ber die Honorare fr Architekten – und Ingenieurleistungen (HOAI). Bundesrat, Drucksache 334/13, 25.04.2013.
2. Guidelines for Determining Architect/Engineer Fees for Public Works Building Projects. Office of Financial Management. – Washington. 2015.
3. R.S. Means Square Foot Cost, 2002.
4. Architects (scale of minimum fees) rules 2010. Board of Architects Malaysia. 2010.
5. Методика за определяне на размера на възнагражденията за предоставяне на проектантски услуги от инженерите в областта на устройственото планиране и в инвестиционното проектиране. – София, 2008.
6. Закон за камарите на архитектите и инженерите в инвестиционното проектиране. – София, 2003.
7. Методика за определяне на размера на възнагражденията за предоставяне на проектантски услуги от в устройственото планиране и в инвестиционното проектиране. – София, 2007.
8. Государственный норматив по определению стоимости проектных работ для строительства в Республике Казахстан (утв. приказом председателя Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 28.11.2016 №232-н).
9. Правила визначення вартості проектно-вишукувальних робіт для будівництва, що здійснюється на території України. ДБН Д.1.1-7-2000 із змінами і доповненнями. – Київ, 2000.
10. Методичні рекомендації визначення вартості робіт з обстеження, оцінки технічного стану i паспортизації будівель i споруд. – Київ, 1999.
11. СОУ Д.1.2-02495431-001:2008 Нормативи витрат труда для визначення вартості робіт з оцінки технічного стану та експлуатацiйноii придатності конструкцій будiвель i споруд. – Київ, 2008.
12. Розміри оплати земельно-кадастрових робіт та послуг. – Киiв, 2001.
13. Методические рекомендации о порядке определения стоимости разработки документации проектного обеспечения архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Редакция постановления Минстройархитектуры Республики Беларусь от 29.12.2013 №43.
14. Государственный норматив по определению стоимости проектных работ для строительства в Республике Казахстан» (утв. приказом председателя Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 15.12.2015 №339-н).