Сегодня доля строительства на стальном каркасе в России составляет порядка 17%, в то время как за рубежом этот показатель равен 70%. Согласно исследованию, проведенному для Ассоциации развития стального строительства информационным агентством INFOLine, объем производства металлопродукции строительного назначения по итогам 2017 г. составил около 3,5 млн тонн (на 4% больше уровня 2016 г.). Положительная динамика продолжается в 2018 году. По итогам первого полугодия данный показатель составил около 1,7 млн тонн. За тот же период количество заключенных договоров строительного подряда в РФ возросло на 6,5% до 2,85 трлн руб.
«Сравнивая показатели 2017 и 2018 годов, можно отметить, что востребованность стального строительства растет. Интерес участников рынка переходит в практическую плоскость и уже появляется все больше реализованных проектов. Особенно эта технология интересна в таких сегментах, как объекты инфраструктуры, а именно: детские сады, парковки, объекты спортивного назначения и уникальное высотное строительство – «Лахта Центр» в Санкт-Петербурге, «Ахмад Тауэр» в Грозном», – комментирует генеральный директор АРСС Александр Данилов.
Построенные на стальном каркасе паркинги в городском квартале «Ривер Парк» (г. Москва), значительно легче, чем аналогичные из железобетона, при этом их вместимость на 25% больше. Кроме того, данная технология позволила снизить расходы на фундамент на 10% и сократить сроки возведения объекта до 6 месяцев. Из них сборка металлоконструкций заняла 2 месяца, далее шел монтаж перекрытий и другие строительные работы. В подобных паркингах отсутствуют колонны в зонах парковок, что облегчает движение и парковку автомобиля. Это достигается за счет больших пролетов (17 метров), которые может обеспечить только решение на металле. Кроме того, такой паркинг выглядит более «свободно». В железобетонном паркинге реализовать аналогичную компоновку и такое восприятие пространства невозможно.
«Новые требования Федерального Закона о долевом строительстве фактически запрещают использовать деньги дольщиков до сдачи объекта в эксплуатацию. В связи с этим для девелоперов становится актуальной возможность быстро построить паркинг на финальном этапе возведения жилого комплекса. Строительство на металлокаркасе отвечает этому требованию, давая застройщикам такие преимущества, как скорость, надежность и высокие потребительные свойства», – отмечает генеральный директор девелоперской компании «Ферро-Строй» Григорий Ваулин.
«Выполненные Astron Buildings объекты, такие как физкультурно-оздоровительные комплексы, крытые футбольные поля, ледовые арены, спортзалы и теннисные корты показывают, что металлоконструкции отлично подходят для строительства зданий спортивного назначения», – считает директор по маркетингу Astron Buildings Пётр Чайрев.
Он также отметил, что стальные конструкции существенно легче аналогичных железобетонных в 3 раза, что позволяет в любое время года и в короткие сроки выполнить надстройку или собрать здание с нуля. Такие объекты легко ремонтировать или реконструировать: уже существующий каркас можно дополнить новыми техническими элементами при помощи сварки или, наоборот, демонтировать часть конструкций без ущерба для целого сооружения.
«Высотное коммерческое строительство широко использует стальные конструкции для несущего каркаса. Стальной каркас дает возможность организовать бесколонные этажи и тем самым обеспечить проектную гибкость при организации внутреннего пространства здания, – говорит Старший Партнёр корпорации Thornton Tomasetti, Inc. и директор московского филиала Леонид Зборовски. – Перекрытия этажей из металлоконструкций легко адаптируемы для специализированных нужд арендаторов. Так, например, Мировой финансовый центр в Нью-Йорке уже несколько раз поменял арендаторов и каждый из них сумел адаптировать этажи «под себя» только благодаря возможности усиления и модификации конструкций этажей, что практически невозможно при бетонных перекрытиях. Это стало основным критерием выбора металла как основного материала при проектировании Башни «Евразия» в Москва-Сити. Также стальные вертикальные конструкции здания значительно меньше в размерах, что позволяет увеличить продажную и арендную площадь помещений».
Металлоконструкции позволяют снизить нагрузку на фундаменты, что особенно актуально для небоскребов, а возможность возведения здания «с колёс» позволяет организовать эффективную строительную площадку в условиях стеснённой городской застройки.
«Использование стальных конструкций особенно важно при строительстве высотных зданий в сейсмических районах благодаря их природной лёгкости и гибкости, – продолжает Леонид Зборовски. Так, например, для «Ахмат Тауэр» и «Шанхай Тауэр» значительный вес и жёсткость бетона не позволили его использование в качестве строительного материала для вертикальных конструкций».
«Специалисты АРСС активно дополняют техническую и нормативную базу отрасли. Сейчас мы разрабатываем первую редакцию СТО «Изготовление металлоконструкций» и ГОСТЫ на металлические строительные конструкции и ЛСТК. Уже выпущен каталог производителей металлических конструкций, национальный стандарт для проката строительных конструкций и другие ГОСТы. Кроме того, проводим обучающие семинары и вебинары для начинающих и состоявшихся специалистов отрасли. Словом, мы делаем все, чтобы технология строительства на стальном каркасе в России развивалась быстрее», – резюмировал генеральный директор АРСС Александр Данилов.