Журнал "Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века" №1 за 2013 год.
Раздел "Материалы"
В статье говорится о технологии строительства дорог индустриальным способом из преднапряженных пазогребневых дорожных плит с постнапряжением.
Только правильно оценив масштабы стро - ительства и реконструкции дорог в России, можно принять оптимальное решение. Не следует ничего ломать и резко перестраивать, надо вытеснять устаревшие решения и, реально оценивая, быстро двигаться вперед с новыми технологиями. Занимаясь более 40 лет гражданским и промышленным строительством, предлагаю применить метод индустриального строитель - ства сооружения верхнего полотна дороги. Заводское изготовление конструкций из пред - напряженного железобетона обеспечивает высокое качество строительства дорог, круг - логодичность работ, высокую эксплуатацион - ную надежность в различных климатических условиях от +40°С до -60°С. Это и проведение капитального ремонта дорог через 25-30 лет эксплуатации. Ознакомившись с публикациями генераль - ного директора Института материаловедения и эффективных технологий ОАО «Московский ИМЭТ» академика РАЭН Марселя Бикбау, опытом строительства дорог в сложных кли - матических условиях Канады, США, Швеции и ряда других стран, я пришел к выводу, что сооружение дорог из преднапряженных па - зогребневых дорожных плит заводского изго - товления с постнапряжением гораздо дешевле и эффективнее традиционных материалов и технологий, тем более с учетом масштабов нашей страны. И здесь мы не идем с нуля. С 1992 г. мы успешно занимаемся изучением и внедрением в России и странах СНГ технологии массового индустриального строительства гражданских и промышленных зданий с применением сборно- монолитного каркаса, используемого во многих странах мира, особенно во Франции. Двадцатилетний опыт работы по этой тех - нологии позволил создать группу компаний «Рекон-СМК», развивающуюся по принципу «проект – завод – стройка – патент». Работа по этому принципу дала возможность ввести в эксплуатацию под ключ 70 новых и реконстру - ированных заводов стройиндустрии и ДСК по выпуску преднапряженных и ненапряженных конструкций для строительства зданий с при - менением сборно-монолитного каркаса. Это составляет совокупный объем более 5 млн м 2 общей площади в год. Ежегодный прирост с учетом проектирования и строительства на территории 80 регионов России и стран СНГ новых мощностей достигает до 1 млн м 2 . 10 новых созданных технологических ли - ний, оснащенных универсальными стендами 4х90 м; 120 м по выпуску преднапряженных конструкций, вибробетоноукладчиками с адресной подачей бетона и полным подбором технологической оснастки, являются платформой для реализации нашей задачи по индустриальному строительству дорог. Они способны ежегодно выпускать до 1 млн м 2 преднапряженных пазогребневых дорожных плит, а при дополнительном оснащении технологических линий на заводах в течение полугода достичь мощности 5 млн м 2 в год. Кроме того, группа компаний «Рекон-СМК» готова удвоить и утроить мощности заводов. Об этом в свое время было изложено министру транспорта России И.Е. Левитину и руководству Росавтодора президентом Чувашии М.В. Игнатьевым, министром сельского хозяйства России Н.В. Фёдоровым и депутатом Госдумы К.И. Косачёвым. В 2011 г. было принято решение о строительстве отдельных участков дорог в экспериментальном порядке. Для оптимизации задачи необходимо построить от - дельные участки дорог в различных регионах России и в первую очередь – в республиках Чувашия и Мордовия как наиболее подготовленных к строительству с применением преднапряженных пазогребневых дорожных плит с пос - тнапряжением. Затем нужно объективно оценить итоги эксперимента и на этой основе принять правильное реше - ние. Однако для всего этого необходимо желание – иметь лучшие дороги в мире на территории России. Люди и время дадут свою оценку. Уверен, что первыми положительный эффект от при - менения этой технологии при строительстве дорог могут почувствовать жители Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, где практически нет хороших грунтовых условий и суровый климат – да еще с коротким теплым временем года. Следует отметить, что строительство дорог индустриальным способом из преднапряженных пазогребневых дорожных плит с постнапряжением по заболоченным грунтам и грунтам с вечной мерзлотой просто не имеет альтернативы. Свободное нахождение изолированных прядей внутри ка - налов преднапряженных пазогребневых плит обеспечивает линейное расширение и сжатие полотна построенной дороги при температурном режиме от +40°С до -60°С, при этом «ра - ботая» на грунт всей площадью дорожного полотна дороги. Никто не оспаривает строительство дорожных покрытий из монолитного бетона, но и не можем себе позволить роскошь работать в России сезонно – только летом. Да, дороги в таком исполнении не требуют постоянного капитального ремонта: 25-30 лет интенсивной эксплуа - тации обеспечены. В этом случае, наверное, сравнение с асфальтовым покрытием бессмысленно. Несколько подробнее о технологии. Как я отмечал, используется стендовый метод изготовления преднапря - женного железобетона. Эффективно применение универ - сальных стендов 4х90 м; 120 м, оснащенных 2-бункерными вибробетоноукладчиками с адресной подачей бетона с автоматических БСУ как в закрытых цехах, так и на заво - дах полигонного типа. Это дает возможность выпускать до 40 тыс. м 2 в год преднапряженных пазогребневых дорож - ных плит с одного стенда. Причем работающий персонал – 6 человек, обслуживающих 2 стенда с суточным оборотом. Следует отметить, что уложенный бетон автоматическим 2 - бункерным вибробетоноукладчиком может быть состав - лен из двух марок бетона послойно и после уплотнения он не подвергается никаким воздействиям, а процесс гидра - тации цементного камня с набором высокой прочности бе - тона происходит совершенно спокойно. Подбор бетонной смеси может быть осуществлен с учетом подогрева или без него. Укладка бетона 2-бункерным вибробетоноукладчиком допускает применение бетона с различными техническими характеристиками, что немаловажно для получения необ - ходимой верхней поверхности дороги. Можно дискутировать, можно обсуждать, но время при - шло действовать – и действовать решительно и эффективно. Нам никто не простит отставание в реализации передовых технологий, уже освоенных в мире. Удел догоняющих – удел проигравших, а победителей не судят, или есть другое?
В.А. ШЕМБАКОВ, управляющий группой компаний «Рекон-СМК», генеральный директор ЗАО «Рекон», заслуженный строитель России
|