Журнал "Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века" №11-12 за 2015 год.
Раздел "Материалы"
Автор статьи анализирует сложившуюся ситуацию на рынке строительного кирпича, отмечая, что диспропорция тарифов на энергоносители и стоимости производства данного строительного материала ведет к сокращению числа кирпичных заводов.
Немного истории В экономике - кризис, причем очень сильный. По-крайней мере, в строительной отрасли и с точки зрения производителя. Нас утешают, что достигнуто дно, что впереди подъем, но это все - перспективы. А сейчас приходится с трудом сводить концы с концами и смотреть с большой тревогой уже в ближайшее будущее - ведь впереди время, которое у кирпичников называется межсезоньем. И если в сезон все так плохо, то что будет зимой? Думаем, самое время подвести промежуточные итоги и поразмышлять, например, о роли государства в кризисные времена. Не будет преувеличением сказать, что роль государства в преодолении кризисных явлений в строительном секторе экономики России за прошедшие годы трудно переоценить. Государственные программы по достройке незаконченных объектов жилого назначения, для ветеранов, по сносу ветхого жилья и т.д. и т.п., несмотря на многочисленные бюрократические проволочки, все же дали ощутимый эффект. В то же время период кризиса 2008-2010 гг., а теперь и нынешний породили немало вопросов относительно государственной экономической политики. О некоторых из них мы поговорим ниже. В качестве примера возьмем промышленность производства кирпича керамического полнотелого (рис. 1, 2) и обратим свой взор в недалекую историю. Застой в отрасли после двух достаточно благополучных для отрасли лет (2006-2007 гг.) начался в середине 2008 г. Тогда вместо сезонного роста цен, обычно начинающегося в апреле-мае, цены остались неизменными на протяжении всего летнего периода. Несмотря на стабилизацию цен, спрос на продукцию до конца года оставался достаточно стабилен. По-настоящему рынок рухнул в начале 2009 г. Спрос резко упал, цены вопреки всяким ожиданиям, начав свое сезонное снижение в конце 2008 г., в течение последующего года продолжали падать. В результате кризис привел к резкому ухудшению дел в отрасли. По некоторым оценкам, до половины кирпичных заводов неоднократно временно (на 2-3 месяца) останавливали работу, а треть вообще прекратила свое существование. Можно ли было избежать кризиса, и насколько правильны были антикризисные действия государства в данном сегменте рынка? По всей видимости, вследствие известных макроэкономических причин (их анализ выходит за рамки этой статьи) избежать столь печальных последствий кризиса для отрасли полностью не удалось бы. Но смягчить эти последствия было возможно и необходимо. В подтверждение этого тезиса проведем несложный количественный сравнительный анализ цен на кирпич и используемые в его производстве энергоресурсы - природный газ и электроэнергию. Заметим, что они наряду с ГСМ и зарплатой являются основными статьями затрат при выпуске этого строительного материала. Результаты анализа, сведенные в виде индексов цен, приведены на графиках (рис. 3-5). Нетрудно заметить, что за период с июля 2008 г. по апрель 2010 г. цены на кирпич (в данном случае был взят наиболее распространенный - одинарный, полнотелый, марки М-100) снизились более чем на 30%. В то же время цены на природный газ выросли на 20%, на электроэнергию - почти на 50%. Добавим сюда также подконтрольный государству рост цен на ГСМ. В результате таких ножниц цен доходность производства кирпича в буквальном смысле рухнула. Так, если в 2008 г. рентабельность производства кирпича составляла около 15-20%, то к началу 2010 г. без проведения антикризисных мер должна была снизиться до «тех же» 15-20% - только со знаком минус. Таким образом, уже в период кризиса 2008-2009 гг. создалось впечатление, что если производство кирпича пребывало в глубоком экономическом кризисе, то энергетическая отрасль вообще не была им затронута. Ответ на такой парадокс прост - тарифы на газ и электроэнергию устанавливает государство, исходя из одного ведомого ему принципа. Совершенно очевидно: если сфера производства кирпича и другие подотрасли строительной индустрии работают в жестких условиях рынка, то энергетики пребывают как бы вне его. Последующие после кризиса годы дали возможность производителям полнотелого кирпича чуть-чуть оправиться. Полностью восстановление экономики предприятий наступило только в 2013 г., когда цены на продукцию приблизились к справедливому соотношению с ценами на используемые ресурсы. В том же году наше предприятие начало индексировать зарплату и прочие социальные выплаты. Началось активное обновление основных фондов - если, конечно, можно так назвать замену сильно устаревшего менее устаревшим и б/у оборудованием. Но с 2014 г. снова началась рецессия, цены потеряли свою динамику и наметилась тенденция к их снижению. В 2015 г. произошло дальнейшее ценовое снижение, перешедшее летом в обвал. А что же с ценами на энергоносители? Начиная с 1 июля 2015 г., именно тогда, когда начался обвал спроса и, соответственно, цен на кирпич, газовики подняли свои тарифы - где-то примерно на 10-12%. Мы написали письмо в местный (областной) «Межрегионгаз» с просьбой «о справедливости» и снижении цен. Пришел ответ. Нам посоветовали «работать с издержками». Большего издевательства нельзя было придумать… Конечно, мы работаем с издержками. Провели сокращение персонала (на 10-15%), начали снижение заработной платы (интересно, когда ее последний раз снижали, например, в «Газпроме»?), свернули практически все программы развития производства. Короче, начали жить в условиях выживания. Осталось только перейти на выдачу зарплаты кирпичами. В общем, отрасль производства полнотелого кирпича стоит на грани выживания, точнее сказать - существования. Цены на полнотелый кирпич в номинальном исчислении опустились почти до уровня 2008 г., не обеспечивая даже простого воспроизводства. В реальном же исчислении (с поправкой на инфляцию) достигли дна кризиса 2008-2009 гг. А ведь впереди еще «голодная» зима - межсезонье. Между руководителями кирпичных заводов ходит грустная шутка, что после нынешнего кризиса выживет не более половины существующих предприятий. Но зато выжившим повезет: их ждет награда - высокие послекризисные цены. Причины кризиса отрасли Подведем итог и выскажем основные причины кризиса в отрасли производства кирпича строительного полнотелого. Прежде всего, и этого требует объективность анализа, следует отметить, что спрос на этот вид керамической продукции снижается. Сферы использования полнотелого строительного кирпича сужаются. Если раньше он широко использовался как стеновой материал, то сейчас, с ростом требований по теплозащите зданий, при широком распространении эффективных керамических изделий, газосиликатных блоков, эта сфера его использования практически прекратила свое существование. Как бы то ни было, мы повторяем (пусть и с некоторыми особенностями) путь, пройденный европейской промышленностью производства керамических изделий. Сейчас на рынке стеновых материалов в Европе практически не встретишь строительный полнотелый кирпич. Зато в большом ассортименте разнообразные эффективные керамические блоки и огромный ассортимент лицевой керамической продукции. Причем уменьшение емкости рынка полнотелого кирпича наблюдается активно последние 10-15 лет. Если эта тенденция продолжится, то лет через 10 он практически исчезнет из ассортимента предлагаемых на рынке стройматериалов изделий. Эта тенденция - превышение предложения (даже уменьшающегося) над падающим спросом порождает первую и очень серьезную проблему: падение реальной (с поправкой на инфляцию) цены кирпича. Начиная с 2007 г. по настоящее время она снизилась в среднем более чем на 15%. Данная проблема усугубляется монополизацией российского рынка энергоресурсов, цены на котором устанавливаются по далеким от рыночных принципам. Это породило серьезный диспаритет цен, когда цены на энергоресурсы - основную после зарплаты и налогов на ФЗП составляющую себестоимости кирпича - растут с намного опережающими цены кирпича темпами. Но, безусловно, важнейшей проблемой кирпичных заводов, производящих полнотелый кирпич, является высокая доля ручного труда. Не секрет, что ни один из новых кирпичных заводов не рассчитан на его производство. Оно попросту им невыгодно. Выпуск строительного полнотелого кирпича остается уделом старых, построенных еще в послевоенное время предприятий. Их отличительной особенностью является высокая трудоемкость производства. Имеющиеся трудосберегающие технологии не могут (и не смогут) устранить все участки применения ручной рабочей силы. Соответственно, производительность труда на таких предприятиях крайне низка - на наилучших из них выпуск продукции достигает 150 тыс. шт. кирпича в год на одного среднестатистического работника. Для сравнения: производительность труда на современных новых автоматизированных заводах - более 1 млн шт. кирпича на одного работника. Высокая трудоемкость ведет к тому, что затраты на производство полнотелого кирпича достаточно высоки. Доля фонда зарплаты в его себестоимости велика, а при существующей в России системе налогообложения на каждый рубль, выплаченный работнику на руки, предприятие должно выплатить еще минимум 70 копеек налогов (НДФЛ, ЕСН, НДС). И это - высокая доля налоговых отчислений - является неизбежным следствием высокой трудоемкости производства на таких заводах. Меры антикризисной поддержки Но пока сфера производства полнотелого кирпича существует и этот кирпич востребован, логично подумать о государственной поддержке отрасли, попавшей в серьезнейшую кризисную ситуацию. Кстати, такие заводы играют важную роль как работодатели неквалифицированной рабочей силы, какой в России еще достаточно много. В среднем на заводе работают от 200 до 300 человек. Суммарно заводы производят 30 млн шт. полнотелого кирпича в год. Существующая поддержка предприятий промышленности, проводимая государством, основана на стимулировании инвестиционной активности, как правило, путем субсидирования процентной ставки, иногда прямыми дотациями. Однако опыт работы таких заводов показывает, что подобные меры им неинтересны. Дело в том, что кредитование банками предприятий связано с необходимость внесения залога. Устаревшее специфичное оборудование и строения старых кирпичных заводов будут оценены по ликвидной стоимости, которая на самом деле очень мала. Только безумец согласится на такие условия. Особенно в условиях нестабильной экономической ситуации. В действительности кирпичным заводам необходимы две основные «вещи». Во-первых, стабильность рынка кирпича. Наблюдающиеся в последние годы «карусели» со спросом и ценами - плохое условие для успешной работы. Во-вторых, справедливые цены, которые бы обеспечили расширенное воспроизводство. Последнее условие предполагает сдерживание цен монополий - поставщиков энергоресурсов. Несомненно, что, получив стабильность и справедливые цены, заводы справятся и со всем остальным, в т.ч. с инвестициями, обновлением ассортимента, прочими проблемами. Комментарий директора Ассоциации производителей керамических материалов А.А. Попова: Безусловно, положение у производителей полнотелого керамического кирпича достаточно тяжелое. Но не менее остро текущие экономические условия отразились и на производителях пустотелого кирпича и камня. Вызвано это в первую очередь значительным падением спроса на рынке недвижимости, во всех ее сегментах без исключения. Падение спроса (по отдельным регионам до 70%) повлекло за собой значительное снижение цен на строительные материалы, ухудшение качества дебиторской задолженности по ранее поставленной продукции, что привело ряд заводов к полной или частичной остановке. В таких условиях кирпичные заводы стараются максимально расширить свой ассортимент, заместить импортную продукцию, оптимизировать издержки (чаще всего это возможно только за счет сокращения персонала, так как перспектив снижения издержек в части тарифов на энергоресурсы заводы не ждут, реально оценивая внутреннюю экономическую политику). Ряду предприятий удалось реструктуризировать задолженность перед банками, договорившись о рассрочках или льготном периоде платежей, проведя сделки по оптимизации структуры или смену собственника. Обеспокоенность кирпичных заводов вызывает перспектива введения в действие Справочника НДТ «Производство керамических изделий», когда вместо сбалансированной политики стимуляции к обновлению и модернизации за счет доступных финансовых ресурсов заводам могут навязать дорогостоящие процедуры сертификации по системам энергетического и экологического менеджмента, оформления комплексных экологических разрешений и т.д. То есть вместо снижения административных барьеров в развитии производства реальный сектор рискует получить очередное обременение вдобавок к существующим мерам экологического и технического контроля со стороны государства. Принимая во внимание значительную зависимость отечественных кирпичных заводов от поставок импортного оборудования, можно смело утверждать, что жесткие меры принуждения кирпичников к внедрению НДТ будут на руку только ряду машиностроительных компаний Западной Европы, и более никому. Одним из эффективных путей выхода для ряда предприятий из нынешней ситуации может стать освоение новой для Европы и России технологии - выпуска уникального долговечного стенового материала с великолепными теплотехническими, прочностными характеристиками из вспененной керамики, над которым в настоящее время активно работает наша Ассоциация в сотрудничестве со своими партнерами. АПКМ содействует реализации ряда проектов, направленных на импортозамещение в части отдельных видов стеновой керамики - клинкерных изделий для фасадов и мощения, выпуска кирпича ручной формовки (или более качественных изделий с его имитацией). Для этих целей Минпромторгом РФ сегодня предложен комплекс мер господдержки, которые в прозрачном режиме будут способствовать развитию современных технологий и занятию ниши импортируемой в нашу страну продукции. Зависимость нашей отрасли не только от поставок оборудования, но и от качественного инжиниринга побудили АПКМ привлечь в Россию зарубежных специалистов, которые готовы делиться своим опытом и работать по российским законам с использованием доступных на сегодняшний день финансовых инструментов (например, банковских гарантий). АПКМ ожидает серьезного улучшения экономической ситуации в части роста потребления стеновой керамики не ранее чем в 2017 г. За это время рынок стеновой керамики в России может стать более высококонкурентным и технологичным.
О.Г. ОВЧИННИКОВ, генеральный директор ООО «Сафоновский кирпичный завод № 1», Смоленская область
|