Официальный сайт журнала "Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века" Официальный сайт журнала "Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века" Официальный сайт журнала "Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века" Официальный сайт журнала "Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века" Официальный сайт журнала "Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века" Официальный сайт журнала "Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века" Официальный сайт журнала "Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века" Официальный сайт журнала "Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века" Официальный сайт журнала "Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века" Официальный сайт журнала "Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века" Официальный сайт журнала "Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века" Официальный сайт журнала "Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века"  
 
Главная О журнале Авторам О редакции Свежий номер Архив Наши партнеры Поиск открытых статей
               

Журнал включен в базу данных РИНЦ и международную систему цитирования Chemical Abstracts, признаваемую ВАК

 
   
 
   
 
 
 
 
 

НАШИ ИЗДАНИЯ
 
 
 
 
 
 
 
 

Справочник НДТ «Производство керамических изделий»

24.12.2015

Приказом Росстандарта с 1 июля 2016 года будет введен в действие справочник НДТ «Производство керамических изделий».

30.11.15 г. Технической рабочей группой (ТРГ-4) была завершена разработка информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям «Производство керамических изделий». Данный справочник явился продолжением работы, начатой коллективом экспертов в 2002-2004 и 2007-2009 г. в рамках проектов гармонизации экологических стандартов ЕС и РФ ГЭС-I и ГЭС-II в. Следует отметить, что работа по гармонизации экологических стандартов отмечена высокой наградой «Российская национальная экологическая премия 2009», присужденной Фондом имени В. И. Вернадского. Теперь, когда Справочник утвержден Приказом Росстандарта №1574 от 15.12.2015 г., можно попытаться оценить, насколько документ, разработанный в РФ, гармонизирован с аналогичным справочником ЕС, и какие изменения в работе заводов по производству кирпича следует ожидать после его утверждения.

В целом и по структуре, и по содержанию справочники схожи. Но следует отметить и важные отличия:

Во-первых, справочник ЕС по НДТ является справочным документом, т.е. документом необязательного применения. Его российский «собрат» имеет статус документа нормативного, входящего в перечень документов по стандартизации согласно 162 ФЗ от 29.06.2015 г., на основании которого устанавливаются требования, обеспечивающие контроль за их выполнением. То есть на основании данного Справочника соответствующими ведомствами будет осуществляться надлежащий контроль за деятельностью наших предприятий. Справочник достаточно жестко регламентирует показатели удельных выбросов и энергопотребления, при этом такие показатели устанавливаются специалистами, не имеющими прямого отношения к производству.

Во-вторых, показатели выбросов загрязняющих веществ имеют разную размерность.

Вот, как это указано в одной из таблиц справочника ЕС:

Таблица 5.1. Соответствующие НДТ уровни выбросов газообразных неорганических веществ с дымовыми газами при обжиге

 

А вот, как это приведено в справочнике РФ:

 

Причем методология замера и определения показателей выбросов в кг/т продукции пока не определена.

В-третьих, в справочнике ЕС однозначно указано, что «Соответствующие НДТ уровни не определяют и не устанавливают предельно допустимые величины выбросов и сбросов», а также «Следует еще раз подчеркнуть, что настоящий документ не регламентирует предельные величины уровней выбросов». В Справочнике НДТ «Производство керамических изделий» этот момент не обозначен. Более того, по мнению Минприроды России значения технологических нормативов должны стать той границей, за превышение которой следует многократно увеличить платежи за выбросы загрязняющих веществ, невзирая на то, что данные выбросы укладываются в нормативы допустимых выбросов.v

В-четвертых, в справочнике РФ есть обязательные приложения В и Г. Приложение В является перечнем НДТ, а Приложение Г – перечнем технологических показателей, соответствующих НДТ. При этом, например, Приложении Г для НДТ 9 указано значение удельного потребления энергии при производстве кирпича, а в Приложении В для НДТ 9 указано снижение потребления топлива в производстве кирпича. То есть, для выполнения требований одного и того же элемента НДТ необходимо соблюдение двух параметров. Это означает, что предприятие должно не только укладываться в нормируемый диапазон энергопотребления, но и постоянно (ежегодно) демонстрировать снижение удельного энергопотребления.

Во многом схожие в описательной части, справочники различны по статусу, по показателям воздействия на окружающую среду. Последствия практического применения справочника по НДТ в РФ будут иные, нежели в ЕС.

На данный момент отсутствует процедура применения информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям «Производство керамических изделий». Все же, попытаемся оценить, какое влияние окажет введение в действие данного справочника на типичный, отдельно взятый кирпичный завод.

Для примера, завод производит 30 млн.шт.усл.кирп./год (или 75 тыс.т/год), пустотелого кирпича весом 2,5 кг, укладывается в технологические показатели выбросов и удельных затрат электроэнергии. Полная себестоимость продукции – 9 руб./шт., цена реализации – 10 руб./шт. Соответственно, прибыль – 30 млн.руб./год. Да, прибыльность завода невелика, чуть больше показателя инфляции. Но все же завод «на плаву», что характерно далеко не для всех кирпичных заводов. Сложнее обстоят дела у заводов, требующих реконструкции или обремененных кредитами после уже проведенной реконструкции, а также новых заводов, построенных на заемные средства.

Уровень эмиссии загрязняющих веществ (ЗВ) от такого производства низкий, что подтверждается тем, что санитарно-защитная зона не превышает 300 м. И принудить завод к снижению уровня эмиссии ЗВ возможно только путем снижения технологических норм выброса ЗВ и увеличения ставок платежей и штрафов за их превышение. Данный путь не приводит к реальному, ощутимому уровню выброса ЗВ, но позволяет искусственно создать ситуацию, когда завод будет не способен соблюдать технологические нормативы выбросов ЗВ и расхода энергии и можно попытаться вынудить его реализовывать программы по снижению удельных выбросов. Данный замысел Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации наглядно представлен в нижепреведенной схеме:

 

Что примечательно, схема имеет циклический характер и отсутствует механизм, позволяющий её остановить. А для функционирования данной схемы как фискального инструмента Минприроды России предлагает применение санкций в случае недостижения технологических нормативов:

 

Одним из ключевых элементов, обеспечивающих функционирование данной схемы, станет комплексное экологическое разрешение (КЭР). Для его получения завод должен будет оформить заявку и комплект документов, подтверждающих соответствие требованиям НДТ.
Для начала необходимо подтвердить, что технологические показатели соответствуют значениям, указанным в Приложении Г справочника, а именно выполнятся требования НДТ-3 (степень улавливания пыли ≥ 95%), НДТ-9 (удельное потребление энергии ≤ 3,0 ГДж/т), НДТ-10 (удельные выбросы: CO ≤ 0,8 кг/т; NO2 ≤ 0,5 кг/т; SO2 ≤ 0,2 кг/т). Несмотря на то, что методология определения данных показателей еще не разработана, это будет самая простая процедура.

Далее – сложнее: необходимо будет доказать, что производство соответствует требованиям, указанным в приложении В, а именно, на заводе есть система экологического менеджмента (НДТ-1). Разумеется, ее на заводе нет и ее необходимо создавать, поддерживать и развивать. Разумеется, самостоятельно разработать систему экологического менеджмента и мероприятия по снижению уровня воздействия на окружающую среду не так просто. И завод будет вынужден обратиться к привлечению специализированных организаций для решения этой задачи. Вероятно, необходимо будет разработать и систему энергетического менеджмента. Сертификация систем энергетического и экологического менеджмента законодательно прямо не предусматривается. Но завод будет вынужден провести такую сертификацию. Просто повторится ситуация с необязательной сертификацией производства. Ведь на сегодняшний день практически все производители кирпича имеют сертификат соответствия (производства), хотя их продукция не подлежит обязательной сертификации. Для получения такого сертификата предприятие вынуждено также получить (разумеется – платно), санитарно-эпидемиологическое заключение. (Как ни странно, но на производство кирпича согласно закону, это необходимо также, как и на производство, например, майонеза).

Стоимость создания системы экологического менеджмента сегодня составляет примерно 1,5 млн.руб, стоимость содержания – 0,5 млн. руб./год.

В ходе создания системы экологического менеджмента завод должен будет разработать мероприятия по снижению выбросов пыли (НДТ-3), выбросов загрязняющих веществ (НДТ-10), сокращению шумового воздействия (НДТ-8), минимизации отходов (НДТ-7).
Мероприятия по снижению потребления топлива (НДТ-9), вероятно, войдут в систему энергетического менеджмента. Какие здесь ждут сюрпризы – пока неизвестно. Предположим, что стоимость создания системы энергетического менеджмента составит 1 млн.руб, а стоимость содержания – 0,5 млн. руб.

Таким образом, только для подтверждения того, что завод прилагает усилия к снижению выбросов и потребления энергии, потребуется затратить 2,5 млн. руб. единовременно и в дальнейшем тратить на это 1 млн. руб. ежегодно.

Но, кроме подтверждения, что завод прилагает усилия к снижению выбросов и потребления энергии, эти усилия необходимо еще и приложить. И это также потребует затрат. Попытаемся оценить эти затраты. Установками пылеочистки оснащены практически все заводы. Это элементарно необходимо для соблюдения требований к воздуху рабочей зоны в соответствии с законодательством об охране труда. С удельными энергозатратами уже сложнее. Они зависят от свойств сырья, вида выпускаемой продукции и проектной технологической схемы производства. Снижения энергозатрат можно добиться изменением вида выпускаемой продукции (это может быть серьезно ограничено как рыночной конъюнктурой, так возможностями установленного оборудования) и состава шихты (в данном случае ограничения вытекают из того, что необходимо заменить местное сырье привозным, что удорожает продукцию). Либо необходимо изменить технологическую схему производства, что по сути может означать реконструкцию производства, а по стоимости – быть сопоставимо со строительством нового завода. Т.е. снижение удельных затрат энергии имеет существенные, а зачастую – неприемлемые для предприятия ограничения. Законодательно не предусмотрены платежи за превышение удельных затрат энергии в производстве кирпича. Для предприятия эти затраты и без установления требований в НДТ обходятся в 25% от себестоимости продукции. Но вот аргументировано доказать органу, выдающему КЭР, что дальнейшее снижение затрат энергии предприятие не может себе позволить – будет зависеть от «качества» аргументации завода. В чем будет выражаться в таком случае эта аргументация – законодательством не уточняется, видимо, оставлено на усмотрение договаривающихся сторон.

Со снижением удельных выбросов ситуация обстоит более понятно. На сегодняшний день ни один завод не использует очистку дымовых газов. В этом просто нет необходимости. Санитарно-защитная зона заводов по производству кирпича составляет не более 300 м. И это обеспечивает снижение уровня ЗВ до значений допустимых концентраций в жилой зоне. Однако для получения КЭР необходимо выполнять мероприятия по снижению выбросов ЗВ. Реально этого можно добиться теми же способами, что и при снижении удельных энергозатрат, что в большинстве случаев окажется неприемлемым для завода. Но есть и другой вариант – установка газоочистного оборудования, на что, собственно, и рассчитывает Минприроды. При стоимости такого оборудования 500 000 € (37,5 млн.руб.) и затратах на эксплуатацию 50 000 €/год (3,75 млн.руб./год) для завода теряется смысл в его установке, даже если нормативы допустимых выбросов равны нулю и применены максимальные коэффициенты за превышение этих нормативов. Но вот аргументировать это перед разрешающими органами будет стоить для завода немалых усилий.
В целом, для типичного, взятого для примера завода, стоимость выполнения природоохранных мероприятий обойдется минимум в 4,75 млн.руб/год без учета затрат на приобретение и установку газоочистного оборудования. Разумеется, такие затраты для завода очень серьезные, а реальный природоохранный эффект – ничтожно мал. Поскольку фактические выбросы завода не превышают нормативов допустимых выбросов, то возникает необходимость согласования между заводом и органом, выдающим КЭР, позиции завода о невозможности снижения удельных нормативов выбросов. Справочник по НДТ предусматривает то, что у различных заводов, производящих различную продукцию из различного сырья, могут существенно отличаться удельные нормативы выбросов. Но четко определить, какими они должны быть для отдельно взятого производства, из данного справочника невозможно. Таким образом, создается ситуация, когда принятие решения о выдаче КЭР основывается в значительной мере на понимании между органом, выдающим КЭР, и заводом. Разумеется, усилия для возникновения такого «понимания» целиком ложатся на завод.

Что же принесет гармонизация экологических стандартов для кирпичных заводов?

Однозначно – появятся новые рабочие места. Но не в промышленности, а в природоохранных органах. И оплачивать услуги этих «тружеников» будут кирпичные заводы, а в конечном итоге – покупатели кирпича.

Снизится ли воздействие на окружающую среду? Скорее да, хотя и незначительно. Но не за счет снижения выбросов загрязняющих веществ при том же объеме выпуска кирпича, а за счет того, что с увеличением стоимости кирпича спрос на него упадет, значительно упадет производство.

Решение о выдаче комплексных экологических разрешений зависит в большей мере от позиции органа, выдающего эти разрешения, нежели от фактического уровня воздействия предприятия на окружающую среду. И это новая, неосвоенная и многообещающая область для коррупции.К выдаче комплексных экологических разрешений предполагается привлечение некоей «заинтересованной общественности». То, что «заинтересованная общественность» будет представлять интересы определенного круга лиц и организаций – не вызывает никакого сомнения. А это новый, пока еще не знакомый фактор для кирпичных заводов. Но то, что ничего конструктивного данный фактор не принесет – очевидно.

И в заключение хотелось бы обратить внимание наших производителей на важный момент: согласно Постановлению Правительства РФ №1029 от 28.09.2015 г. практически все производители кирпича и камня керамических, керамической плитки отнесены к первой категории по степени воздействия на окружающую среду, т.е. обязаны будут получать комплексные экологические разрешения (что существенно усугубит наши позиции в отношении прямых конкурентов – производителей облегченных навесных фасадов из Китая и производителей пено- и газобетонов, не имеющих таких обременений). Нам удалось отстоять только ряд послаблений в отношении сегодняшних показателей эмиссии ЗВ в Справочнике (что не является долгосрочной гарантией их сохранения), а также исключить применение НДТ №9 «Снижение потребления топлива» для предприятий по производству керамического кирпича мощностью меньше 150 тыс. тонн кирпича в год, предприятий по производству клинкера, при использовании камерных сушилок периодического действия, при использовании сырья с высоким содержанием карбонатных соединений и высоком содержании Al2O3, а также, там, где не предусмотрена тепловая блокировка печи и сушилки; применение НДТ №10 «Снижение выбросов ЗВ при обжиге кирпича» для предприятий, использующих в производстве глины с высоким содержанием соединений серы (более 0,35% масс.), органических соединений, а также на которых выпускается поризованный камень, для чего в состав шихты вводятся в значительных количествах (более 15 % по объёму) выгорающие добавки природного происхождения (опилки).

На этом работа нашей технической рабочей группы не закончена, ТРГ №4 продолжит свою работу в части апробации положений Справочника на т.н. «пилотных» проектах, подготовки изменений и уточнений в уже действующие документы. Отдельную благодарность АПКМ выражает руководителю Бюро НДТ, директору ВНИИ СМТ Дмитрию Олеговичу Скобелеву и ответственному секретарю ТРГ №4 Кириллу Александровичу Щелчкову, вместе с нами на протяжении всего времени разработки Справочника отстаивающими интересы отрасли и наших предприятий.

apkm.info

 

 
Главная О журнале Авторам О редакции Свежий номер Архив
© СТРОИТЕЛЬНЫЕ материалы оборудование технологии XXI века